Сервисные функции
-
Центр скачивания
-
Добавить в мой отчет
-
Мой отчет (2)
-
Печатная версия
-
Скачать в PDF
-
Поделиться
-
Обратная связь
-
Интерактивный анализ
-
История
-
Offline версия
-
Компания в соц.сетях
-
Сравнить с 2011 г.
-
Популярные страницы
-
Компания на карте
-
Компактный вид
Введите e-mail получателя * | Ваш e-mail * | Комментарий : | |
* обязательные для заполнения поля |
Пассажирские перевозки в пригородном сообщении
Обеспечение безубыточности пригородных перевозок России остается одной из основных задач отраслевой реформы. Текущие меры поддержки пригородного комплекса со стороны бюджетов недостаточны. Требуется менять саму модель взаимодействия перевозчиков и региональных властей.
С 2011 года в ведении ОАО «РЖД» остаются только перевозки пассажиров скоростными поездами дальнего следования.
Услуги пригородных перевозок населения предоставляют 26 пригородных пассажирских компаний (ППК), созданных с участием регионов, а также ООО «Аэроэкспресс», ООО «Межрегиональная пассажирская компания», ООО «Пермский экспресс». ОАО «РЖД» предоставляет им услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при пассажирских перевозках.
Объемы перевозок пригородными поездами растут на протяжении последних двух лет. Органичному росту содействуют гибкая маркетинговая политика перевозчиков, рост качества обслуживания пассажиров в ряде регионов, а также решения правительства о субсидировании инфраструктурных услуг и снижение ОАО «РЖД» ставок за предоставление перевозчикам подвижного состава.
- Основные тенденции
- Объемы перевозок в пригородном сообщении растут на протяжении ряда лет
- Доходы пригородных пассажирских компаний (ППК) в 2012 году увеличились на +8,4 %
- В 2012 году заключено 100 договоров с 73 субъектами РФ на заказ объема транспортных услуг при установленных тарифах
- Компенсация убытков ППК не требуется только в пяти субъектах РФ
- ОАО «РЖД» развивает ускоренные пригородные перевозки в Московском транспортном узле
По итогам 2012 года доходы от перевозки пассажиров выросли на 46,4 млрд руб. по всем пригородным компаниям в совокупности. За это время, также по всем ППК, сформированы выпадающие доходы в размере 15,2 млрд руб. (без учета прибыли по ряду регионов и субсидий за государственное регулирование тарифов). Сумма выпадающих доходов возросла за год на +0,9 млрд руб. Львиная доля выпадающих доходов приходится на убыточные ППК (13,1 млрд руб.).
Выпадающие доходы возникают вследствие того, что тарифы на пригородные перевозки регулируются субъектами РФ, соответственно, только полная компенсация выпадающих доходов позволит обеспечить безубыточность пригородных перевозок для ППК. Однако к началу 2012 года в региональных бюджетах было предусмотрено всего 6,4 млрд руб. на компенсацию выпадающих доходов.
В течение года в бюджеты 34 субъектов РФ были внесены поправки, предусматривающие дополнительные субсидии пригородным пассажирским компаниям, на сумму 2,1 млрд руб. Из них 640,3 млн руб. — субсидии на погашение убытков прошлых лет (2011 года). Таким образом, в 2012 году сумма полученных компенсаций составила лишь 7,8 млрд руб., менее половины от требуемой суммы.
В 2014 году ситуация может ухудшиться. В трехлетнем бюджете России на 2014 год предусмотрено только 12,5 млрд руб. на возмещение потерь в доходах ОАО «РЖД» от оказания услуг инфраструктуры при перевозках пассажиров в пригородном сообщении, вдвое меньше уровня государственной поддержки, выделенной на эти цели в 2012 году.
Показатели пригородного комплекса, млрд руб.
Наименование показателей | 2011 | 2012 |
---|---|---|
Доходы | 42,8 | 46,4 |
Расходы всего, при ставке инфраструктуры 1 % | −48,9 | −53,9 |
Сальдированные убытки по Российской Федерации с учетом снижения ставки инфраструктуры на 99 % | −6,1 | −7,5 |
Всего потребность в субсидиях регионов по РФ без учета прибыльных субъектов | −14,3 | −15,2 |
Полученные субсидии из региональных бюджетов, в т. ч.: | 5,2 | 7,2 |
субсидии регионов без прибыльных регионов | 5,2 | 7,2 |
Итого убытки с учетом субсидий без прибыльных регионов | −9,1 | −8,0 |
Структура пригородного пассажирского комплекса | Реформа пригородного комплекса | Формирование заказа на пригородные пассажирские перевозки |
Структура пригородного пассажирского комплекса в 2012 году
В 73 субъектах РФ пассажиров в пригородном сообщении (на «обычных» пригородных поездах так называемой 6000 нумерации) перевозят 26 пригородных пассажирских компаний. Из них:
2 ППК> 25 % частные инвесторы |
---|
ОАО «Московско-Тверская ППК» (ОАО «РЖД» 50 %–2 акции, Тверская область 25 % +1 акция, ООО «Дельта-транс- инвест» 25 % +1 акция) |
ОАО «Центральная ППК» (ОАО «РЖД» 25 %+ 1 акция, Московская область 25 %+1 акция, ООО «Московская пассажирская компания» 50 %–2 акции) |
4 ППК100 %–1 акция у ОАО «РЖД», 1 акция у «Желдорреформа» |
---|
ОАО «Башкорто- станская ППК» |
ОАО «Калинингра- дская ППК» |
ОАО «Пассажи- рская компания Сахалин» |
ОАО «Северная ППК» |
14 ППК>50 % акций у ОАО «РЖД», остальные у 1–4 субъектов РФ |
---|
ОАО «Алтай-пригород» |
ОАО «Волгоград-транспригород» |
ОАО «Забайкальская ППК» |
ОАО «Краспригород» |
ОАО «Кузбасс-пригород» |
ОАО «Омск-пригород» |
ОАО «Пермская пригородная компания» |
ОАО «Саратовская ППК» |
ОАО «Свердловская К» |
ОАО «Северо-Западная ППК» |
ОАО «Северо-Кавказская ППК» |
ОАО «ППК Черноземье» |
ОАО «Экспресс Приморья» |
ОАО «Экспресс-пригород» |
5 ППК> 50 % акций у субъектов РФ, остальные у ОАО «РЖД» |
---|
ОАО «Байкальская ППК» |
ОАО «Волго-Вятская ППК» |
ОАО «Кубань экспресс-пригород» |
ОАО «Самарская ППК» |
ОАО «Содружество» |
1 ППК100 % частные инвесторы |
---|
ООО «Пермский экспресс» |
Кроме того, в состав комплекса входят Компании, предоставляющие услуги перевозки пассажиров с малым количеством остановок в поездах повышенной комфортности:
- ООО «Аэроэкспресс» (оператор пригородных экспресс-поездов, связывающих Москву, Сочи и Владивосток с аэропортами)
- ООО «Межрегиональная пассажирская компания» (экспресс-перевозки в Саратовской и Волгоградской областях)
Реформа пригородного комплекса: новая модель взаимодействия перевозчиков и региональных органов власти
В ноябре 2012 года правительственная комиссия по транспорту и связи одобрила предложенную ОАО «РЖД» и Минэкономразвития России Концепцию развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом до 2025 года.
Концепция была разработана по поручению Правительства России (от 17 сентября 2011 года №П9-43077), проект направлен для окончательного утверждения на заседании Правительства.
Основные принципы новой модели организации пригородных пассажирских перевозок, предлагаемые в Концепции:
- применение механизма государственного заказа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (заказчиками услуг по перевозке являются субъекты РФ). Механизм госзаказа должен быть закреплен Федеральным законом «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации»;
- за субъектами РФ законом закрепляется обязанность:
- формировать планы развития транспортного обслуживания на среднесрочную перспективу
(3-5 лет); - определять экономически обоснованные уровни тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и компенсировать потери в доходах пригородных пассажирских компаний, возникающие вследствие регулирования тарифов;
- утвердить реалистичный механизм операционного субсидирования перевозчиков из средств региональных бюджетов и полностью возмещать выпадающие доходы;
- формировать планы развития транспортного обслуживания на среднесрочную перспективу
- федеральный бюджет полностью компенсирует перевозчикам выпадающие доходы от перевозки пассажиров льготных категорий федерального уровня;
- разрабатывается система штрафов за безбилетный проезд, механизм их взимания и нормативные акты, регулирующие ответственность за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте.
Формирование заказа на пригородные пассажирские перевозки
4 субъекта РФ в бюджетах на 2012 год не предусмотрели ни рубля на компенсацию выпадающих доходов перевозчиков (Вологодская, Курганская, Владимирская и Ленинградская области).
В 2012 году с 73 субъектами Российской Федерации (все территории, где есть пригородные железнодорожные перевозки), были заключены договоры на организацию транспортного обслуживания населения. Типовой контракт предусматривает полное возмещение выпадающих доходов и процедуру согласования заказчиком (субъектом РФ) объема транспортных услуг при установленных тарифах.
При этом в 57 из 100 заключенных договоров (с 43 субъектами РФ) отсутствуют уровни материальной компенсации выпадающих доходов.
Выпадающие доходы перевозчикам полностью компенсировал 21 регион, однако в 5 субъектах РФ субсидии и не требовались: Москва, Московская область, Санкт Петербург, Республика Адыгея, Астраханская область.
В 16 регионах перевозчикам полностью компенсировали только потери в доходах: Нижегородская, Калужская, Оренбургская, Омская, Кировская, Новосибирская, Рязанская области, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Татарстан, ХМАО, Алтайский, Пермский и Красноярский края, Удмуртская Республика, Волгоградская область и Республика Башкортостан.
Не был заключен договор на 2012 год ОАО «Башкортостанская ППК» с Самарской областью.
Положительного финансового результата по итогам 2012 года по виду деятельности «Пригородные перевозки» достигли 8 пригородных компаний: ОАО «ЦППК», ОАО «МТ ППК», ОАО «Кубань Экспресс-пригород», ОАО «ППК», ОАО «ВТП», ОАО «Экспресс-пригород», ОАО «Омск-пригород», ОАО «Алтай-пригород».
Компенсация субъектами РФ выпадающих доходов перевозчиков
Уровень компенсации | Количество субъектов РФ | |
---|---|---|
2011 | 2012 | |
Компенсация не требуется | 6 | 5 |
100 % компенсировано | 16 | 16 |
> 50 % компенсировано | 13 | 14 |
< 50 % компенсировано | 34 | 34 |
0 % (компенсация не предусмотрена) | 4 | 4 |
Итого | 73 | 73 |
Убыточные и безубыточные ППК в
№ | Наименование ППК | 2011, млн.руб. | 2012, млн.руб. | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Фин.результат без субсидий | Объем субсидий | Фин.результат с учетом субсидий | Фин.результат без субсидий | Объем субсидий | Фин.результат с учетом субсидий | ||
1 | ОАО «Алтай-пригород» | −157 | 157 | 0 | −206 | 206 | — |
2 | ОАО «Омск-пригород» | −118 | 118 | −0 | −151 | 151 | −0 |
3 | ОАО «Экспресс-пригород» | −140 | 140 | 0 | −222 | 222 | 0 |
4 | ОАО «Кузбасс-пригород» | −249 | 62 | −187 | −301 | 89 | −213 |
5 | ОАО «Свердловская пригородная компания» | −2 092 | 1 313 | −779 | −2 114 | 1 595 | −519 |
6 | ОАО «Пермская пригородная компания» | −526 | 222 | −304 | −284 | 295 | 11 |
7 | ОАО «Волго-Вятская ППК» | −231 | 163 | −68 | −278 | 232 | −46 |
8 | ОАО «Содружество» | −507 | 357 | −150 | −596 | 508 | −88 |
9 | ОАО «Волгоградтранспригород» | −161 | 174 | 13 | −191 | 193 | 1 |
10 | ОАО «Саратовская ППК» | −282 | 151 | −131 | −253 | 116 | −137 |
11 | ОАО «Башкортостанская ППК» | −716 | 388 | −328 | −897 | 533 | −364 |
12 | ОАО «Самарская ППК» | −360 | 209 | −151 | −219 | 199 | −20 |
13 | ОАО «Краспригород» | −1 070 | 313 | −757 | −512 | 346 | −165 |
14 | ОАО «Экспресс Приморья» | −737 | 161 | −576 | −885 | 184 | −700 |
15 | ОАО «ППК «Черноземье» | −707 | 51 | −656 | −1 435 | 228 | −1 207 |
16 | ОАО «Северная ППК» | −1 594 | 246 | −1 348 | −1 732 | 350 | −1 382 |
17 | ОАО «Северо-Кавказская ППК» | −1 192 | 156 | −1 037 | −644 | 106 | −538 |
18 | ОАО «Калининградская ППК» | −275 | 5 | −270 | −283 | 50 | −233 |
19 | ОАО «Северо-Западная ППК» | −54 | 45 | −9 | −372 | 86 | −286 |
20 | ОАО «Московско-Тверская ППК» | 97 | — | 97 | 345 | 15 | 360 |
21 | ОАО «Центральная ППК» | 5 678 | 215 | 5 893 | 5 249 | 446 | 5 695 |
22 | ОАО «Байкальская ППК» | −512 | 242 | −270 | −854 | 624 | −230 |
23 | ОАО «Кубань Экспресс-пригород» | −38 | 126 | 88 | −105 | 189 | 84 |
24 | ОАО «Забайкальская ППК» | — | — | −472 | 113 | −359 | |
25 | ОАО «ПК «Сахалин» | −70 | 79 | 9 | −94 | 66 | −28 |
ООО «Пермский Экспресс» | −51 | 61 | 10 | −48 | 43 | −4 | |
Итого (cальдировано) | −6 064 | 5 154 | −910 | −7 553 | 7 185 | −368 | |
Итого без учета прибыльных компаний | −11 840 | — | −7 021 | −13 147 | — | −6 519 | |
Итого без учета прибыльных регионов | −14 274 | — | −9 117 | −15 257 | — | −8 071 |