Наверх

Содержание раздела

Сервисные функции

Компания в соц.сетях
Отправить страницу на e-mail
E-mail получателя * Ваш e-mail *
Комментарий :
CAPTCHA
Сменить картинку
Введите слово на картинке *
* обязательные для заполнения поля
Отправить отчёт на e-mail
Введите e-mail получателя * Ваш e-mail *
Комментарий :
* обязательные для заполнения поля
  /  Результаты деятельности / Безопасность движения / Стратегия гарантированной безопасности и надежности перевозок

Стратегия гарантированной безопасности и надежности перевозок

ОАО «РЖД» переходит к проактивной политике в области безопасности движения. Актуализированная Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса ОАО «РЖД», разработанная в 2012 году и утвержденная в начале 2013 года, предусматривает создание эффективной системы предупреждения технологических сбоев и отказов. Система менеджмента безопасности ОАО «РЖД» нацелена также на укрепление культуры безопасности и вовлечение в этот процесс как можно более широкого круга работников Группы.

Приоритет безопасности перевозок железнодорожным транспортом повышается, эта тенденция отчетливо прослеживается как на глобальном уровне, так и в требованиях регулирующих российских органов.

ОАО «РЖД» дополнительно усиливает внимание к безопасности перевозок в связи с изменениями в структуре Группы, переходом на управление по видам бизнеса и развитием новых направлений — скоростного и высокоскоростного пассажирского движения, интенсивного тактового внутригородского и пригородного пассажирского сообщения, тяжеловесных грузовых перевозок, — а также в связи со значительным износом технико-технологической базы железнодорожного транспорта и сокращением контроля за соответствием продукции и услуг со стороны государства.

Актуализированная Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса ОАО «РЖД» принята в развитие соответствующей Функциональной стратегии, действовавшей с 2007 по 2013 годы, и исходит из современного представления о системности причин нарушений безопасности движения. Превалирующий принцип обновленной Стратегии — «предвидеть и предупреждать».

Стратегия предусматривает дополнительные мероприятия не только в отношении надзора за соблюдением правил безопасности и по устранению последствий нарушений, но прежде всего меры предупреждения нарушений и повышения надежности перевозочного процесса.

Расширяется использование методологий оценки и управления рисками, методов факторного анализа, методик оценки влияния надежности технических объектов на безопасность движения, систем поддержки принятия управленческих решений. Эффективным инструментом повышения надежности перевозочного процесса становится внедренная в 2012 году УРРАН (Система управления ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла), которая обеспечивает анализ состояния, надежности и функциональной безопасности технических средств, объектов железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава.

Главное место отводится повышению эффективности Системы менеджмента безопасности (СМБД), гармонизированной с международными стандартами безопасности, действующими на железных дорогах стран Европейского союза. СМБД обеспечивает единство подходов и скоординированное взаимодействие между всеми филиалами, структурными подразделениями, дочерними и зависимыми обществами Группы, участвующими в перевозках или обеспечивающими их. В числе важных новаций Стратегии стоит отметить введение внутреннего аудита СМБД, а в перспективе и внешнего аудита системы менеджмента безопасности и ее сертификацию.

Базовым элементом СМБД является Ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД», отвечающий за вопросы оперативной безопасности движения, транспортной и пожарной безопасности, контроль метеорологических условий. В 2012 году были утверждены документы, регламентирующие деятельность Ситуационного центра в штатном режиме и в режиме ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, а также его оперативное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и сторонними организациями.

Целевые (контрольные) показатели безопасности движения

Поскольку на государственном уровне не разработана номенклатура целевых показателей безопасности движения, надежности перевозок и допустимых уровней рисков, с 2010 года эти показатели и их значения устанавливаются корпоративными документами ОАО «РЖД» и утверждаются правлением Группы.

В 2012 году важнейшие показатели — отношение абсолютного числа всех событий к общему поездообороту в миллионах поездо-километров — были актуализированы и рассчитаны с учетом темпов снижения аварийности, заданных в Транспортной стратегии и Стратегии развития железнодорожного транспорта: к 2015 году — 66 % от уровня базового 2007 года и 43–51 % от базового уровня к 2030 году. На период с 2011 по 2015 годы показатели рассчитаны ежегодно, а на 2016, 2020 и 2030 годы — с учетом инновационного и энергосырьевого сценариев развития железнодорожного транспорта. Показатели установлены как для ОАО «РЖД» в целом, так и для всех филиалов, структурных подразделений и дочерних обществ Группы, деятельность которых связана с обеспечением безопасности движения. Задача ОАО «РЖД» и подразделений — не превышать установленные целевые значения показателей.

Формирование культуры безопасности

С 1 сентября 2012 года вступили в силу новые правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте. ОАО «РЖД» организовало изучение и проверку знания нового документа для более чем 600 тыс. работников Группы и свыше 20 тыс. работников сторонних организаций, деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой и выполнением строительных работ на инфраструктуре ОАО «РЖД».

Переход к позитивной культуре безопасности, обучение сотрудников являются важной частью Стратегии, поскольку упор на административные меры и наказание виновника конкретного происшествия (будь то железная дорога, хозяйство или конкретный исполнитель) не способствует росту мотивации и инициативности персонала и в конечном счете минимизации влияния человеческого фактора на безопасность движения.

Стратегия предполагает, в частности, введение оценки профессиональных качеств работников с учетом их готовности соблюдать требования безопасности, быстро адаптироваться к новым требованиям; расширение доступа к информации по вопросам безопасности, вплоть до неограниченного распространения сведений о нарушениях и мерах по ликвидации их последствий; дополнение процедур служебного расследования событий и происшествий процедурами выявления причинно-следственных связей, предшествующих их возникновению, и анализ этих связей.

Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса ОАО «РЖД»

Цель

Гарантированное обеспечение заданного уровня безопасности жизни и здоровья людей, природы, материальных ценностей и технических комплексов при реализации перевозочного процесса на всех его стадиях, а также заданного уровня надежности выполнения перевозочного процесса

Основные принципы

  1. Определение допустимых уровней рисков и норм показателей безопасности движения
  2. Ситуационный мониторинг безопасности, внедрение систем поддержки принятия управленческих решений для прогнозирования надежности перевозок и предотвращения нарушений безопасности
  3. Обновление технико-технологической базы, повышение надежности технических средств, совершенствование информационных технологий в области обеспечения безопасности движения
  4. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов в сфере безопасности и надежности перевозочного процесса с учетом вероятности возникновения происшествий и событий, возможных прямых и косвенных потерь и упущенной выгоды
  5. Двусторонний обмен информацией по вопросам безопасности как по вертикали, так и по горизонтали — с работниками смежных видов деятельности, работниками смежных организаций
  6. Формирование культуры безопасности, вовлечение персонала в решение проблем безопасности движения, контроль профессиональных знаний в области безопасности
  7. Совершенствование процедур расследования транспортных происшествий; ревизии и аудит системы менеджмента безопасности движения