Наверх

Содержание раздела

Сервисные функции

Компания в соц.сетях
Отправить страницу на e-mail
E-mail получателя * Ваш e-mail *
Комментарий :
CAPTCHA
Сменить картинку
Введите слово на картинке *
* обязательные для заполнения поля
Отправить отчёт на e-mail
Введите e-mail получателя * Ваш e-mail *
Комментарий :
* обязательные для заполнения поля
  /  Результаты деятельности / Пассажирские перевозки / Развитие скоростных и высокоскоростных перевозок в России

Развитие скоростных и высокоскоростных перевозок в России

  • Значимость проекта
  • Скоростные перевозки востребованы: поезда заполнены в среднем на 80-90 %
  • Ускоренное сообщение между крупнейшими агломерациями важно для сохранения конкурентоспособности железных дорог
  • Выделенная инфраструктура высокоскоростного движения позволит высвободить резервы грузовых линий
  • «Ласточка» — один из крупнейших проектов трансферта технологий и их локализации в России
  • Запущено производство электровозов 5-го поколения для пассажирских поездов
  • Обновление парка поездов и локомотивов позволит снизить расходы на обслуживание, ремонт подвижного состава
  • Скоростное сообщение повышает мобильность населения, выравнивая рынки труда, товаров, услуг

Решение о создании выделенной инфраструктуры скоростных линий и высокоскоростных железнодорожных магистралей, принятое в 2012 году, открывает принципиально новое направление инновационного развития отрасли.

Проекты скоростного движения (до 200 км/ч) сегодня реализованы на направлениях Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород и Санкт-Петербург — Бусловская (и далее до Хельсинки).

Услуга востребована пассажирами: например, из предложенных 8,9 млн мест на «Сапсан», реализовано 7,8 млн мест (87,6 %). Учитывая высокий спрос на скоростные пассажирские перевозки, ОАО «РЖД» приняло решение вдвое увеличить парк «Сапсанов», которые обслуживают линию Москва ­— Санкт-Петербург.

3 декабря 2012 года на заводе компании Siemens AG в Крефельде (Германия) дан официальный старт производству партии высокоскоростных поездов «Сапсан». Каждый из 8 новых поездов состоит из 10 вагонов, при этом составы могут быть сдвоенными, что позволит увеличить провозную способность скоростных дорог без увеличения числа пар поездов.

Действующие и проектируемые линии скоростного пассажирского сообщения

Спрос на скоростные перевозки держится на высоком уровне

Маршрут Количество рейсов, всего Заполняемость, % Продано билетов в 2012 г., тыс (к 2011 г, %)
«Сапсан» (8 поездов) 15 619 85,4 3 000 %(+8,2 %)
Москва — Санкт-Петербург (с 17.12.2009) 89,9 2 300
Москва — Нижний Новгород (с 30.06.2010) 79,1 700
«Аллегро» (4 поезда) Санкт-Петербург — Бусловская — Хельсинки (с 12.12.2010) 5 312 36,9 350 %(+13,0 %)
Программа развития до 2020 г. Развитие скоростных и высокоскоростных пассажирских перевозок Обновление подвижного состава для скоростных линий

Национальная программа развития высокоскоростных и скоростных пассажирских перевозок на период до 2020 года

Развитие скоростного и высокоскоростного сообщения определено Программой развития скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог ОАО «РЖД» на перспективу до 2020 года и Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.
Предстоящие спортивные мероприятия мирового масштаба — Олимпиада 2014 года и Чемпионат мира по футболу 2018 года — дали импульс к разработке соответствующей Национальной программы.

В апреле 2012 года по инициативе ОАО «РЖД» был образован Общественный совет при президенте ОАО «РЖД» по вопросам развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения. В состав этого консультативно-совещательного органа вошли представители руководства федеральных органов исполнительной власти, администраций субъектов РФ, бизнеса, финансовых институтов и научных организаций, в том числе институтов РАН. Перспективы развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России рассматривались также на совместном заседании Общественной палаты РФ и Общественного совета при президенте ОАО «РЖД».

По поручению Правительства была сформирована межведомственная рабочая группа по подготовке долгосрочной государственной целевой программы.

В мае 2012 года Минтранс России внес на рассмотрение в Правительство согласованные предложения по формированию Национальной программы развития высокоскоростных и скоростных пассажирских перевозок на период до 2020 года.

Полигон организации скоростного и высокоскоростного движения на перспективу до 2030 года

Финансовая модель развития скоростного движения рассматривалась на совещании у заместителя председателя Правительства Российской Федерации А. В. Дворковича в октябре 2012 года. С учетом городов, где состоятся мероприятия Чемпионата мира по футболу в 2018 года, принято решение обосновать инвестиции для строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей Москва — Екатеринбург и Москва — Адлер. Эти решения включены в протокол итогового заседания правления ОАО «РЖД» за 2012 год.

В ноябре транспортное обеспечение в период проведения Чемпионата мира по футболу рассмотрели на совещании у первого заместителя председателя Правительства И. И. Шувалова.

В 2012 году было принято принципиально новое положение о создании выделенной инфраструктуры скоростных линий и высокоскоростных железнодорожных магистралей. Выделенные линии позволят организовать действительно высокоскоростное движение (до 400 км/ч) и высвободят занятые сегодня резервы грузовых линий. Высокоскоростные перевозки станут катализатором инновационного развития отрасли, регионов и рынков России.

К 2030 году протяженность высокоскоростных магистралей и скоростных линий на сети ОАО «РЖД» достигнет 11,2 тыс. км, ими будут пользоваться 44 млн человек в год.

Развитие скоростных и высокоскоростных пассажирских перевозок

К 2020 году общая протяженность скоростных и высокоскоростных линий на сети ОАО «РЖД» вырастет в 3,5 раза до 4,5 тыс. км. Скоростными и высокоскоростными поездами будут пользоваться 18,8 млн человек в год.

Высокоскоростное движение (до 300–400 км/ч) на специализированных магистралях:

  • Москва — Санкт-Петербург,
  • Москва — Нижний Новгород — Казань.

Скоростное движение (160–200 км/ч) на существующей инфраструктуре между крупными региональными центрами на направлениях:

  • Москва — Тула — Орел — Курск,
  • Москва — Ярославль,
  • Москва — Суземка (с дальнейшим продлением до Киева),
  • Москва — Красное (с дальнейшим продлением до Минска и далее в Европу).

К 2030 году:

Высокоскоростное движение на специализированных магистралях будет организовано дополнительно на маршрутах:

  • Москва — Ростов — Адлер,
  • Казань — Екатеринбург с ответвлением Казань — Самара и возможным ответвлением на Пермь и Уфу.

Откроются дополнительно маршруты скоростного движения:

  • в Поволжье (Москва — Саратов, Самара — Саранск, Самара — Пенза, Самара — Саратов, Саратов — Волгоград),
  • на Урале (Екатеринбург — Челябинск),
  • в Сибири (Омск — Новосибирск — Красноярск, а также в связях Новосибирска с Барнаулом, Кемерово и Новокузнецком),
  • на Дальнем Востоке (Хабаровск — Владивосток).

Обновление подвижного состава для скоростных линий

Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года предусматривает обновление морально устаревшего мотор-вагонного парка ОАО «РЖД» для пригородных пассажирских перевозок на электропоезда с качественно новыми характеристиками. Ключевым партнером Группы по этому направлению стала компания Siemens AG.

Первый контракт с немецкой компанией был заключен 17 декабря 2009 года — на разработку и поставку 38 пятивагонных электропоездов серии ЭС1 «Ласточка» (Siemens Desiro RUS) с максимальной скоростью в эксплуатации 160 км/ч. Поезда будут перевозить пассажиров во время Олимпийских и Паралимпийских игр в г. Сочи в 2014 году.

Оптимально подобранные тяговые характеристики (мощность, ускорение, максимальная скорость) позволяют электропоезду ЭС1 развивать максимальную скорость за короткое время (ускорение 0,7 м/с2)и преодолевать участки с руководящими уклонами до 40 %, что обеспечит высокую точность «олимпийского» графика движения.

К концу 2012 года в Российскую Федерацию были поставлены 17 электропоездов «Ласточка». Предварительные, приемочные и сертификационные испытания проходили в мотор-вагонном депо ТЧ-10 «Металлострой» Октябрьской железной дороги. 7 декабря 2012 года приемочная комиссия подписала акт о соответствии электропоездов требованиям Технического задания.

17 декабря на итоговом заседании правления ОАО «РЖД» Министр транспорта России М. Ю. Соколов вручил сертификат соответствия на электропоезда «Ласточка».

Поезда будут обслуживать в новом мотор-вагонном депо на станции Адлер, которое введено в эксплуатацию в 2012 году.

Общая протяженность скоростных и высокоскоростных линий на сети ОАО «РЖД» к 2030 году
11,2 тыс. км
Протяженность скоростных и высокоскоростных линий увеличится почти в 9 раз.
Пассажиропоток, обслуживаемый скоростными и высокоскоростными линиями в 2030 году
44 млн чел./год
3,35 млн пассажиров воспользовались скоростными железными дорогами в 2012 году.

Второй контракт ОАО «РЖД» с Siemens AG, подписанный в 2010 году, предусматривает поставку дополнительной партии из 16 электропоездов аналогичной конструкции, но с уровнем локализации производства в России не менее 20 % от стоимости электропоезда. ОАО «РЖД» начнет принимать их уже в I полугодии 2014 года.

7 сентября 2011 года между ОАО «РЖД» и ООО «Уральские локомотивы» был подписан договор на поставку 1 200 вагонов для электропоездов «Ласточка». Конструкторскую и технологическую документацию предприятие получит по лицензионному соглашению с Siemens AG.

По условиям договора, к концу 2017 года уровень локализации производства электропоездов на ООО «Уральские локомотивы» должен достичь не менее 80 % от стоимости электропоезда. Трансферт технологий и сопровождение процессов постановки на производство компонентов электропоезда на предприятиях России обеспечивает инжиниринговый центр, созданный на базе предприятия.

Первый электропоезд «Ласточка», произведенный в России, будет сдан заказчику — ОАО «РЖД» — в I полугодии 2015 года. Во всех исполнениях электропоезда будут предназначены для эксплуатации со скоростями движения до 160 км/ч.

В 2012 году на ООО «Уральские локомотивы» шло строительство новых производственных мощностей, предназначенных для производства электропоездов. Был согласован Эскизный проект разработки электропоезда, а также представлен на согласование в ОАО «РЖД» Технический проект разработки электропоезда.

Для организации скоростного движения пассажирских поездов требуются принципиально новые локомотивы, их производство начато на Новочеркасском электровозостроительном заводе (входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг»).

Электровоз ЭП20 «Олимп», способный водить пассажирские поезда на скоростях до 200 км/ч, разработан специалистами инжинирингового центра ТРТранс, созданного на паритетных началах «Трансмашхолдингом» и ТМХ и французской компанией Alstom Transport.

Контракт на поставку в 2012–2020 годах 200 электровозов ЭП20 был подписан президентом ОАО «РЖД» В. И. Якуниным и председателем совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг» А. Р. Бокаревым 27 мая 2010 года в Сочи в рамках V международного бизнес-форума «Стратегическое партнерство 1520».

30 ноября 2012 года первый электровоз ЭП20 был передан ОАО «РЖД», на торжественной церемонии с участием председателя Правительства РФ Д. А. Медведева.

14 декабря 2012 г. локомотив отправился в свой первый рейс с поездом «Невский экспресс».

Планируется, что в течение 2012–2013 годов ОАО «РЖД» получит 36 таких локомотивов для организации пассажирских перевозок на маршруте Москва ? Сочи, в том числе в период проведения зимних Олимпийских игр.


Unique high-speed trains and locomotives on the Russian railways
Выступление Первого вице-президента ОАО "РЖД" А.С.Мишарина в Государственной Думе (18.04.2013)