Наверх

Сервисные функции

Компания в соц.сетях
Отправить страницу на e-mail
E-mail получателя * Ваш e-mail *
Комментарий :
CAPTCHA
Сменить картинку
Введите слово на картинке *
* обязательные для заполнения поля
Отправить отчёт на e-mail
Введите e-mail получателя * Ваш e-mail *
Комментарий :
* обязательные для заполнения поля
  /  Управление рисками  / Угрозы и риски деятельности / Экономические риски

Экономические риски

Экономические риски состоят в перераспределении финансовых потоков от ОАО «РЖД» к локальным перевозчикам без создания дополнительной отраслевой стоимости как результат их вхождения в наиболее прибыльные сегменты рынка.

Кроме того, в настоящее время перед Группой «РЖД» стоит еще ряд серьезных угроз деятельности, таких как:

  • сокращение расходов государственного бюджета на поддержку развития и функционирования железнодорожного транспорта, ведущее к снижению пропускной способности инфраструктуры в условиях высокого износа и наличия значительного количества «узких мест»;
  • усиление конкуренции в традиционных и развивающихся, потенциально доходных сегментах внутреннего транспортного рынка и за рубежом;
  • сокращение национальных грузопотоков в силу структурных изменений в экономике;
  • нарушение технологических связей в результате продажи контрольных (блокирующих) пакетов акций ДЗО ОАО «РЖД».
  • ужесточение регуляторной среды, тарифные ограничения, недостаточные компенсации из бюджетов всех уровней, неопределенность тарифной политики;
  • рост конкуренции со стороны автомобильного, трубопроводного и водного транспорта;
  • снижение пропускной и перерабатывающей способности инфраструктуры вследствие роста порожнего пробега приватных вагонов на основных направлениях сети.

В этих условиях необходима реализация стратегических планов, поскольку в негативных макроэкономических условиях есть две составляющие — с одной стороны это угрозы, а с другой — новые возможности.

И таких возможностей немало. Например, для Компании открываются такие возможности, как снижение цен на потребляемые ресурсы, рост предложения на рынке труда, возможности модернизации инфраструктуры на лимитирующих перевозки участках (что затруднительно в периоды пиковых объемов).

Компания имеет вполне определенный потенциал для минимизации как экономических (например, от негативных последствий снижения перевозок), так и других видов рисков.

В ОАО «РЖД» принята и системно реализуется политика обеспечения роста реальной заработной платы только при условии увеличивающейся производительности труда, что требует от работников повышения уровня ответственности, производственной дисциплины и производительности труда.

Чтобы повысить эффективность работы, требуется внедрение комплексных инновационных технологий, направленных на улучшения в сфере создания новых транспортных и сопутствующих продуктов, новой железнодорожной техники и технологий, совершенствования процессов управления на железнодорожном транспорте, открытие и использование новых возможностей для роста эффективности железных дорог.

Помимо работы в традиционных для железнодорожного транспорта сегментах рынка необходимо создавать и продвигать инновационные транспортные продукты и услуги, выходить на новые рынки, развивать перспективные направления бизнеса.

Стратегия диверсификации деятельности должна ориентироваться на потребности клиентов — они всё больше заинтересованы в комплексном транспортно-логистическом обслуживании на российском и зарубежных рынках по принципу «от двери до двери» при конкурентоспособной общей цене услуги.

Определенные угрозы для деятельности ОАО «РЖД» в 2013 году несет изменение организационных, правовых, налоговых и иных условий хозяйствования:

  • вступление России во Всемирную торговую организацию, произошедшее в 2012 году, обусловливает в перспективе некоторое перераспределение внутренних и международных грузопотоков на железнодорожном транспорте, что может привести к необходимости повышения пропускной способности отдельных участков сети и интенсификации путеремонтных работ;
  • введенные с 1 января 2013 года поправки в налоговое законодательство России, предусматривающие отмену льготы по налогу на имущество в отношении железнодорожных путей, обусловливают появление существенных дополнительных расходов для ОАО «РЖД»;
  • в условиях ограниченности собственных источников финансирования инвестиций и дополнительного привлечения кредитных средств ожидается увеличение кредитной нагрузки и рост показателя долг/EBITDA, что ухудшит финансовую устойчивость Компании и может негативно отразиться на кредитном рейтинге ОАО «РЖД»;
  • переход к новой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок, предусматривающий появление в 2013 году локальных перевозчиков, может ухудшить эксплуатационную обстановку на сети железных дорог, уже значительно осложненную либерализацией рынка грузовых вагонов, привести к дополнительным трудностям диспетчеризации и сократить доходную базу ОАО «РЖД».

Для минимизации негативных последствий снижения перевозок на протяжении 2012 года в целях обеспечения финансовой сбалансированности деятельности экономическим, стратегическим и производственными блоками Компании была проведена большая работа по подготовке и разработке программы оптимизации расходов на весь период среднесрочного прогнозирования.

Запланированный в 2013 году экономический эффект
23,9 млрд руб.

Программа детально проработана по мероприятиям и ответственным за их выполнение филиалам ОАО «РЖД». По своей направленности мероприятия по оптимизации издержек подразделяются на следующие:

  • инвестиционные (восстановление и модернизации действующих основных средств, ввод новых производственных объектов и оборудования, повышающих эффективность технологических процессов);
  • технические (оптимизация режимов работы технологического оборудования, сокращение непроизводительных потерь топливно-энергетических ресурсов, своевременное проведение ремонтно-профилактических работ);
  • технологические (реконструкция (модернизация) технологического оборудования, совершенствование технологических процессов, внедрение современных методов диагностики; пересмотр и внедрение прогрессивных норм расхода материально-технических ресурсов, замещение топливно-энергетических ресурсов);
  • организационные (снижение расходов на приобретение товаров, работ, услуг за счет распределения заказов и подрядов на конкурсной основе, оптимизация структуры управления, совершенствование процессов управления, сокращение издержек и потерь хранения, сокращение затрат на транспортировку, в том числе за счет совершенствования логистики).

Среднесрочная программа оптимизации расходов на период 2013–2015 гг.

Ввод новых объектов ОС, восстановление и модернизация
  • Приобретение и модернизация железнодорожной техники (ввод новых серий локомотивов); реконструкция и ввод новых объектов железнодорожной инфраструктуры (оздоровление верхнего строения пути, тяговых подстанций, систем СЦБ); замена производственного оборудования на современные высокопроизводительные аналоги.
Оптимизация использования трудовых ресурсов и повышение производительности труда
  • Приведение контингента к объемам выполняемых работ и нормативам численности, совмещение профессий и расширение зон обслуживания;
  • объединение станций под единое руководство, изменение режима работы станций на участках с малоинтенсивным движением (дневной режим работы, дежурство на дому).
Оптимизация потребления материалов и запасных частей, прочих материальных ресурсов
  • Реализация технологий бережливого производства;
  • снижение использования новых узлов, деталей, запасных частей за счет их восстановления; внедрение новой модели ремонта.
Сокращение потребления электроэнергии
  • Обеспечение эффективного использования систем рекуперативного торможения и автоведения локомотивов;
  • оптимизация работы, отопления;
  • соблюдение режима освещения.
Сокращение потребления топлива
  • Обеспечение эффективного использования систем рекуперативного торможения и автоведения локомотивов;
  • оптимизация работы, отопления;
  • соблюдение режима освещения.
Прочие технологические мероприятия
  • Модернизация тепловозов с заменой двухтактных дизелей на четырехтактные;
  • использование автономных систем прогрева тепловоза;
  • оптимизация режимов работы специального самоходного подвижного состава.