Большое будущее
большой компании

«К 2015 году нами должна быть реализована Программа инновационного развития РЖД, которая нацелена на технологический прорыв в области железнодорожного транспорта. Речь идет об использовании нанотехнологий, внедрении интеллектуальных транспортных систем, разработке принципиально нового подвижного состава, локомотивов на водородном топливе и многого другого. Колоссальный стимул и аппетит к инновациям создает для нас существующий запрос со стороны потребителей, которые хотят получать качественные услуги по перевозке. Поэтому мы ставим себе достаточно амбициозные задачи — не только преодолеть технологический разрыв с зарубежными железнодородными компаниями, но и начать «игру на опережение».

Блог В. И. Якунина

Ключевые события 2010–2012 гг.

Реализован информационно-планирующий режим системы автоматизированного управления движением поездов на участке Санкт—Петербург — Москва. Расширен полигон внедрения технологии движения грузовых поездов по расписанию (499 разработанных расписаний в графике 2012/2013 года). Введена в постоянную эксплуатацию автоматизированная система построения прогнозных суточных энергооптимальных графиков — АПК «ЭЛЬБРУС» на опытном полигоне. Созданы пять Центров управления тяговыми ресурсами. На опытном участке внедрена Автоматизированная система управления станционным технологическим процессом (ИТАУР).

Снижено количество отказов элементов инфраструктуры более чем на 10 % к 2011 году. Увеличен межремонтный срок службы пути на 2 600 км. Сокращены полигоны со скоростью 40 км/ч и менее на протяжении 3 566,0 км в пассажирском движении и 5 123,7 км в грузовом движении. Внедрены инновационные технологии выправки пути с применением комплексной системы пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта. Разработаны динамические лаборатории для испытания инфраструктуры с нагрузкой на ось 27 тс и скоростью 200 км/ч. Внедренны новые перспективные конструкции объектов инфраструктуры.

Утверждено техническое задание на тепловоз 2ТЭ116УД с дизелем General Electric и на тепловоз 2ТЭ25АМ с дизелем MTU. Проведены приемочные испытания двухдизельного тепловоза ТЭМ14 и электровоза с асинхронным тяговым приводом ЭП20. Проведены квалификационные испытания электровоза 2ЭС10. Разработаны технические требования на тепловоз с газопоршневым двигателем и газотурбовоз ГТ1h. Утверждено техзадание на разработку четырехосного вагона-платформы для контрейлерно-контейнерных перевозок. Проведены приемочные испытания крытого универсального вагона с раздвижными стенами с осевой нагрузкой 25 тс.

Разработан проект комплексной системы безопасности движения поездов и инфраструктуры на зимних Олимпийских играх 2014 года. Внедрены комплексные микропроцессорные системы на сортировочных станциях, включая управление локомотивами по радиоканалу. Расширены функции и повышена надежность функционирования систем интервального регулирования движения поездов.

В хозяйствах пути, автоматики и телемеханики, электрификации и электроснабжения внедряется методология управления ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла (УРРАН). Утверждены стандарты ОАО «РЖД»: «УРРАН. Управление стоимостью жизненного цикла систем, устройств и оборудования хозяйств ОАО «РЖД»; «УРРАН. Системы, устройства и оборудование путевого хозяйства. Требования надежности и функциональной безопасности»; «УРРАН. Системы, устройства и оборудование хозяйства электрификации и электроснабжения. Требования надежности и функциональной безопасности».

Получен сертификат соответствия норм безопасности ФБУ «РС ФЖТ» на электропоезда серии ЭС1 «Ласточка», изготовленных Siemens AG (Германия). Произведено 15 электро­поездов. Завершен эскизный проект электропоезда серии ЭС2Г (ООО «Уральские локомотивы»). В рамках договора на поставку пассажирских составов компании Talgo для эксплуатации на участках Москва — Киев, Москва — Берлин: завершен эскизный проект, 06.11.2012 г. подписано соглашение между ГО «Белорусская железная дорога» и ОАО «РЖД» по взаимодействию сторон в области проектирования и строительства переводного устройства на ст. Брест.

Ключевые стратегические приоритеты

  • Реализация Стратегии и Программы инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 года
  • Разработка технических средств и технологий, соответствующих мировому уровню и обеспечивающих повышение эффективности деятельности Группы
  • Достижение целевых показателей энергетической эффективности деятельности Группы
  • Внедрение в производственные процессы технологии бережливого производства
  • Развитие системы поддержки принятия решений по управлению рисками, надежностью, эксплуатационными расходами и инвестициями объектов железнодорожного транспорта на этапах жизненного цикла на основе методологии управления ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла (УРРАН)
  • Разработка и внедрение инструментов контроля соблюдения технологической дисциплины в организации единого перевозочного процесса

Основные задачи на период 2013–2015 гг.

  1. Внедрение и развитие инновационных интегрированных систем управления движением поездов и инфраструктурой с использованием данных, получаемых со спутников, и автоматической идентификации подвижного состава
  2. Внедрение системы автоматизированного управления высокоинтенсивным движением поездов на полигоне «Сочи-2014»
  3. Расширение полигона внедрения комплексной системы пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта
  4. Сокращение удельных затрат на отказ при обслуживании инфраструктуры на 10 %
  5. Создание перспективных конструкций инфраструктуры с применением композитных материалов
  6. Проведение приемочных испытаний: гибридного тепловоза ТЭМ9Н, тепловозов 3ТЭ116У, 2ТЭ116УД, электровоза 2ЭС5 и контрейлерно—контейнерной платформы
  7. Внедрение комплексного управления надежностью, рисками, стоимостью жизненного цикла в отношении объектов инфраструктуры и подвижного состава ОАО «РЖД» (методология УРРАН)
  8. Поставка 38 электропоездов «Ласточка» («Desiro Rus»)

Большие отношения
большого мира

Российские железные дороги — одна из крупнейших транспортных систем в мире. По эксплуатационной протяженности дорог и объемам перевозок, грузонапряженности с российскими железными дорогами сопоставимы только железные дороги Европейского союза, Китая, США, Индии и Канады. Российские железные дороги являются частью интегрированной железнодорожной сети с колеей 1 520 мм. По территории России проходят оптимальные маршруты, многие из которых являются частью международных транспортных коридоров (МТК). Международная стратегия ОАО «РЖД» нацелена на повышение глобальной конкурентоспособности российских железных дорог и их глубокую интеграцию в Евроазиатскую транспортную систему.

Ключевые события 2010–2012 гг.

С приобретением логистического оператора Gefco ОАО «РЖД» стало крупнейшим российским инвестором во Франции. С Обществом национальных железных дорог Франции (SNCF) подписано соглашение в области модернизации и развития железнодорожных вокзалов, мы тесно сотрудничаем с компанией Alstom в сфере создания передового тягового подвижного состава, есть наработанные связи с французскими партнерами по проектам строительства ВСМ в России и развития прямого пассажирского сообщения между нашими странами.

С запуском прямых поездов РЖД до Ниццы и Парижа пассажирооборот на этих маршрутах вырос в 2,5 раза, и это показывает, что потенциал развития железных дорог далеко не исчерпан, даже в условиях развитого авиационного и автомобильного сообщения. У нас есть проекты и в области грузовых перевозок, в частности, прорабатывается идея запуска регулярных контейнерных поездов.

При активном участии ОАО «РЖД» развивается паромное сообщение Усть-Луга — Балтийск (Россия) — Зассниц/Мукран (Германия). В июне 2012 года в присутствии Федерального канцлера Германии А. Меркель состоялся запуск железнодорожно-паромного сообщения по маршруту Зассниц — Усть-Луга на регулярной основе. Открытие маршрута фактически создало новый транспортный коридор, позволяющий осуществлять интермодальные перевозки между странами АТР и Европой транзитом по России и СНГ.

В 2012 году создана специализированная компания «РЖД-Интернешнл», которая будет курировать проекты ОАО «РЖД» за пределами России. В 2012 году Группа утвердила Концепцию по управлению инфраструктурными проектами за рубежом, она предусматривает повышение эффективности управления инфраструктурными проектами и рост доходов за счет реализации высокомаржинальных инфраструктурных проектов; выход на новые зарубежные рынки и повышение глобальной конкурентоспособности Группы «РЖД».

Решением 81-й сессии Генеральной ассамблеи МСЖД в декабре 2012 года в Париже президент ОАО «РЖД» В. И. Якунин был назначен на пост председателя МСЖД на период до 2014 года. Впервые за всю 90-летнюю историю МСЖД председателем этой глобальной организации стал руководитель железных дорог России. В рамках программы председательства президента ОАО «РЖД» В. И. Якунина в МСЖД особое внимание будет уделено вопросам стандартизации и правовой гармонизации, расширению участия МСЖД в формировании глобальной транспортной политики и сотрудничеству в области безопасности.

В октябре 2012 года в Тебризе (Иран) состоялись торжественные мероприятия, приуроченные к завершению реализации проекта электрификации железнодорожной линии Тебриз — Азаршахр, а также пяти железнодорожных станций на территории Ирана. Иранская сторона, высоко оценив результаты работы по проекту, предложила рассмотреть возможность участия ОАО «РЖД» в ряде других проектов по электрификации и строительству железных дорог на территории страны.

Ключевые стратегические приоритеты

  • Создание условий устойчивого, безопасного и эффективного функционирования железнодорожного транспорта как организующего элемента транспортной системы страны для реализации основных геополитических и геоэкономических целей Российского государства
  • Интеграция магистральных направлений сети железных дорог в международные транспортные коридоры (Восток—Запад, Север—Юг)
  • Сотрудничество с примыкающими зарубежными железными дорогами в сфере грузовых перевозок на основе совместного создания сквозных транспортных продуктов; развития логистических и терминальных мощностей; определения взаимовыгодных тарифных решений, стимулирующих рост перевозок и прибылей; создания международных специализированных перевозчиков грузов
  • Развитие деятельности в сфере грузовых перевозок в соседних странах на основе реализации соответствующих инвестиционных проектов (создание дочерних компаний-перевозчиков, грузовых терминалов, экспедиторских и логистических подразделений и предприятий)

Основные задачи на период 2013–2015 гг.

  1. Увеличение доли российских железных дорог на международном транспортном рынке (в первую очередь — евроазиатском)
  2. Укрепление конкурентных позиций ОАО «РЖД» по отношению к альтернативным видам транспорта и зарубежным перевозчикам
  3. Привлечение на сеть российских железных дорог транзитных грузопотоков
  4. Развитие стратегического сотрудничества с партнерами Азиатско-Тихоокеанского региона в сфере железнодорожных перевозок, логистики и реализации совместных инвестиционных проектов
  5. Основой транзитных потоков должна стать перевозка контейнерных грузов по ключевым международным транспортным коридорам, в первую очередь трансконтинентальному направлению Восток — Запад, с использованием Транссибирской магистрали
  6. Реализация программы «Транссиб за 7 суток» — к 2015 году при достижении скорости в 1 500 км/сут. за 7 суток будет преодолеваться расстояние от Дальнего Востока до границ Евросоюза
  7. Развитие железнодорожного паромного сообщения на отдельных направлениях международных перевозок
  8. Усиление ведущей роли Группы «РЖД» в деятельности международных межправительственных и неправительственных организаций

Большие перспективы
большой реформы

Цель реформ — качественно обновить транспортную систему, реализовать транзитный потенциал страны и создать необходимые условия для роста ключевых отраслей экономики.

Ключевые события 2010–2012 гг.

Принятая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок создала существенные стимулы к развитию частной операторской деятельности — бизнеса по предоставлению вагонов под перевозку грузов. Приток частных инвестиций в операторский сегмент позволил остановить быстрое старение грузового парка. За годы реформ приобретено более 400 тыс. вагонов, вложено около 600 млрд руб. К началу 2011 года доля вагонного парка не зависимых от ОАО «РЖД» операторов составляла 45 %.

К 2012 году завершено формирование конкурентного рынка оперирования грузовыми вагонами и контейнерами, в том числе посредством передачи вагонов инвентарного парка ОАО «РЖД» дочерним обществам и последующей продажи акций части из этих обществ. Приток частных инвестиций обеспечил существенный рост парка грузовых вагонов: к концу 2012 года он достиг более 1 158,6 тыс. единиц, из них 77,6 % составили приватные вагоны собственников, не зависящих от ОАО «РЖД».

В 2011 году ОАО «РЖД» продало контрольный пакет акций (75 % минус 2 акции) ОАО «Первая грузовая компания», а в 2012 году — оставшиеся акции ОАО «ПГК». Таким образом, к 2013 году более 78 % грузов по сети ОАО «РЖД» перевозится с привлечением грузовых вагонов не зависимых от Группы «РЖД» операторов.

К 2011 году из структуры ОАО «РЖД» были выведены конкурентные и потенциально конкурентные виды деятельности, как это и было предусмотрено Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте. Созданы дочерние и зависимые общества в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании и пригородном сообщении, оперирования универсальным и специализированным подвижным составом, ремонта грузовых вагонов, услуг по ремонту технических средств и производству запасных частей, иных видов деятельности, не связанных с перевозками.

К 2012 году выполнены основные мероприятия по организационно-правовому обособлению пассажирского комплекса, созданы механизмы по стимулированию пассажирских компаний к повышению эффективности их деятельности. Подготовлены условия финансового механизма бюджетного субсидирования.

На начальном этапе реформирования операторского сегмента рынка, чтобы не допустить дефицита подвижного состава, значительного снижения производительности вагонного парка, роста цен на перевозку и нагрузки на инфраструктуру, было принято решение о передаче полувагонов, находящихся в собственности ОАО «ФГК» в приватный парк привлеченных вагонов (ВСП). В связи с изменением конъюнктуры рынка потребность в парке ВСП существенно снизилась, и в настоящее время прорабатывается механизм привлечения ОАО «РЖД» вагонного парка в новых экономических условиях.

Ключевые стратегические приоритеты

  • Сохранение ОАО «РЖД» в качестве общесетевого публичного перевозчика грузов и владельца инфраструктуры
  • Развитие рынка оперирования парком грузовых вагонов
  • Развитие конкуренции в сфере грузовых железнодорожных перевозок «в экспериментальном режиме» путем создания нормативных и экономических условий для формирования института локальных грузовых перевозчиков
  • Совершенствование модели государственного тарифного регулирования
  • Внедрение модели регуляторного контракта по содержанию и модернизации инфраструктуры как закрепленной на законодательном уровне системы договоров между владельцем инфраструктуры и государством

Основные задачи на период 2013–2015 гг.

  1. Отработка технологии управления вагонным парком в условиях множественности операторов подвижного состава
  2. Внесение необходимых изменений в нормативно-правовую базу железнодорожного транспорта, в том числе для оптимизации условий использования инфраструктуры и регулирования деятельности операторов
  3. Согласование порядка и условий проведения эксперимента по созданию института локальных перевозчиков и подготовка соответствующих нормативно-правовых условий
  4. Взаимодействие с органами власти всех уровней и оптимизация деятельности пассажирских компаний в целях обеспечения безубыточности пассажирских перевозок
  5. Внедрение механизма реализации «сетевого контракта» на пилотные участки, а также подготовка необходимой нормативно-правовой, методической базы для внедрения «сетевого контракта» в полном объеме
  6. Дальнейшее совершенствование тарифного регулирования

Большие результаты
большой компании

Железнодорожный транспорт представляет собой определённый вид хозяйственной деятельности, для которого свойственны те же экономические категории, что и для других видов бизнеса. Если к транспорту не относиться как к бизнесу, он будет не в состоянии снижать издержки и повышать качество услуг, своевременно реагировать на спрос, заинтересованно откликаться на инновации. Поэтому важнейшим содержанием проводимой сегодня реформы является организация деятельности в соответствии с такой экономической моделью, которая призвана обеспечить нашим железным дорогам хозяйственную эффективность.

Ключевые события 2010–2012 гг.

Развитие корпоративного управления позволит Группе «РЖД» получить дополнительное конкурентное преимущество в виде повышения рентабельности и скорости мобилизации собственного капитала на перспективные и капиталоемкие проекты, открытия более широкого доступа к глобальному рынку заемного капитала для обеспечения устойчивого экономического роста и снижения стоимости привлекаемых инвестиционных ресурсов.

Внедрен единый корпоративный стандарт финансового планирования и бюджетирования Компании от 31 октября 2012 г. № 2182р, раскрывающий основные принципы, механизмы и сроки формирования бюджетов и планов компании. Разработан единый классификатор показателей бюджетного управления и финансового планирования. Введена в промышленную эксплуатацию автоматизированная система бюджетного управления Компании, в которой в настоящее время уже работают все основные ДЗО.

В 2012 году обеспечена финансовая устойчивость деятельности ОАО «РЖД». В целом за 2012 год доходы от основной деятельности превысили 1 366 млрд руб., расходы составили 1 298,6 млрд руб., а чистая прибыль — 14,1 млрд рублей. В условиях государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки компания обеспечила рентабельную деятельность по итогам года и получила чистую прибыль.

Совокупные чистые активы обществ, долями и акциями которых владеет ОАО «РЖД», составляют более 450 млрд рублей. За последние три года общая сумма денежных поступлений от продажи акций дочерних обществ составила 239,6 млрд рублей (в том числе в 2012 году — около 80,0 млрд рублей).

ОАО «РЖД» является одной из немногих компаний, где на протяжении ряда лет сохраняется экономически обоснованное соотношение между динамикой производительности труда и реальной заработной платы. Прирост производительности труда в 2012 году составил 4,5 %.

Среднемесячная заработная плата работников ОАО «РЖД», занятых на перевозках, за 2012 год возросла на 7,6 % и составила 36 124 руб. Прирост реальной заработной платы составил 2,4 %.

Ключевые стратегические приоритеты

  • Повышение рентабельности результатов деятельности Группы «РЖД» и рентабельности активов.
  • Недопущение образования просроченной кредиторской задолженности и соответствующего увеличения финансовых рисков за счет своевременного выполнения всех платежных обязательств.
  • Формирование эффективных условий привлечения заемных средств на основе обеспечения финансовой прозрачности, снижения финансовых рисков, повышения инвестиционной привлекательности и сохранения стабильного уровня денежных потоков от операционной деятельности.
  • Эффективное использование финансовых ресурсов и совершенствование финансового планирования.
  • Оптимизация структуры капитала, привлекаемого для развития Группы «РЖД», целенаправленное управление капитализацией Группы и финансовых потоков.
  • Увеличение собственного капитала на основе стабильного обеспечения рентабельности и осуществления инвестиций за счет получаемой прибыли.
  • Стабильная выплата дивидендов из чистой прибыли в соответствии с решениями акционера.
  • Полное удовлетворение потребностей Группы «РЖД» в финансовых ресурсах при достижении заданных параметров, повышение качества управления финансами.
  • Формирование необходимого уровня собственных инвестиционных ресурсов, сбалансированное привлечение внешних инвестиций (при условии обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости и возвратности заемных средств) и обеспечение на основе этого эффективного управления активами и социальными расходами.
  • Максимизация эффективности долгосрочных финансовых вложений и стимулирование роста капитализации и рентабельности активов ДЗО.
  • Эффективное управление финансовыми рисками.
  • Эффективное размещение временно свободных денежных средств.

Основные задачи на период 2013–2015 гг.

  1. Разработка системы долгосрочного финансового планирования в целях определения основных направлений стратегического роста компании и формирования долгосрочных предпосылок развития инфраструктуры железнодорожного транспорта
  2. Декомпозиция показателей деятельности компании верхнего уровня путем формирования сводного финансового плана ОАО «РЖД» на основе финансовых планов и бюджетов каждого филиала ОАО «РЖД»
  3. Расширение периметра и функциональности внутрихолдинговой расчетной системы (ВРС) Группы «РЖД» в целях улучшения внутригрупповой ликвидности и снижения стоимости финансовых услуг для компаний Группы
  4. Подготовка нормативных документов, необходимых для формирования консолидированной денежной позиции Группы «РЖД», ежесуточного мониторинга остатков денежных средств на счетах, размещения свободных денежных средств в Группе «РЖД» на основании бюджетов движения денежных средств и платежных календарей, а также мониторинга финансовых позиций по ключевым ДЗО
  5. Формирование модели полной себестоимости на услуги ОАО «РЖД» по ремонту и эксплуатации подвижного состава пригородного пассажирского комплекса и доработка действующей методики определения экономически обоснованного уровня индексации тарифов на грузовые перевозки для ее дальнейшего применения на практике.
  6. Мониторинг финансово-экономической деятельности Компании в целях разработки и реализации пакета своевременных антикризисных мер в случае отсутствия положительной динамики роста объемов перевозок, на фоне неблагоприятного развития мировой и российской экономик в 2013 году.

Большой капитал
большой компании

Сегодня ОАО «РЖД» признано одним из ключевых эмитентов, задающих общее отношение к российским корпоративным ценным бумагам на отечественном и международном рынках капитала. Мы открыты для взаимодействия с инвесторами и обеспечиваем высокую степень финансовой прозрачности. В течение года мы проводим ряд non-deal roadshow и Дни инвестора в России, странах Европы и Азии. Традиционно ОАО «РЖД» активно участвует в работе крупнейших специализированных финансово-экономических форумов как в России, так и за рубежом.

Ключевые события 2010–2012 гг.

В 2010 году ОАО «РЖД» впервые вышло на международный рынок капитала, разместив 7-летние еврооблигации на 1,5 млрд дол. США, которые были включены в меж­дународные индексы EMBI Global, являющиеся наиболее популярными среди инвесторов. Впервые в истории еврооблигации корпоративного эмитента из России вошли в этот индекс.

За три последующих года ОАО «РЖД» добилось известности на международных рынках капитала как заемщик, который устанавливает новые ориентиры по стоимости для российских эмитентов. В 2011 году ОАО «РЖД» вышло на рынок сверхдлинных заимствований в фунтах стерлингов, разместив бумаги на 20 лет, а в 2012 году установило новый бенчмарк по заимствованиям в рублях и долларах США.

В декабре 2010 года мы провели первый День инвестора ОАО «РЖД» в Лондоне, в котором приняли участие свыше 40 различных инвестиционных фондов и банков. Учитывая высокий интерес со стороны инвестиционного сообщества, ОАО «РЖД» приняло решение проводить такие мероприятия регулярно. В декабре 2011 года состоялся очередной День инвестора в Лондоне, а в 2012 году мы провели День инвестора в Лондоне, Цюрихе и Москве. Мы также проводим регулярные встречи с отраслевыми аналитиками и представителями СМИ.

Общий корпоративный рейтинг ОАО «РЖД» поддерживается на одном уровне с суверенным рейтингом Российской Федерации. В марте 2012 года агентство Standard & Poor’s повысило индивидуальный рейтинг ОАО «РЖД» с ВВ+ до инвестиционного уровня ВВВ— и подтвердило суммарный корпоративный рейтинг РЖД на уровне суверенного рейтинга Российской Федерации: BBB, прогноз стабильный.

C 2010 по 2012 год была проведена серьезная работа по улучшению структуры кредитного портфеля, заключавшаяся в снижении доли краткосрочных кредитов, увеличении среднего срока погашения обязательств и диверсификаци источников заимствования. В Компании была принята эффективная финансовая стратегия, определившая среднесрочные ориентиры по структуре портфеля и долговой нагрузке, которая определяла политику заимствований в  2010–2012 гг.

Мы стали первой компанией, разместившей в 2012 году на локальном рынке облигации с защитой от инфляции без государственной гарантии. Это принципиально новый рыночный инструмент, фактически создающий рынок инфляционных бумаг в России. Ставка купона по этому выпуску является плавающей и зависит от среднегодового значения индекса потребительских цен, что обеспечивает сохранность инвестированных средств от инфляции.

Ключевые стратегические приоритеты

  • Создание условий для эффективной работы на рынках капитала за счет обеспечения финансовой прозрачности, снижения финансовых рисков, повышения инвестиционной привлекательности
  • Оптимизация структуры капитала, привлекаемого для развития Группы «РЖД»
  • Активное взаимодействие с российскими и международными инвесторами и рейтинговыми агентствами для укрепления имиджа Компании как одного из самых качественных эмитентов в России

Основные среднесрочные ориентиры

  1. Соотношение чистый долг/EBITDA — не выше 2,5x
  2. Соотношение краткосрочных и долгосрочных финансовых обязательств — на уровне 20 % к 80 %
  3. Доля заимствований в иностранной валюте — не выше 40 % общего объема заимствований
  4. Диверсификация источников заимствования, фокус на привлечении финансирования на рынках капитала
  5. Расширение географии инвесторов. Повышение интереса к еврооблигациям ОАО «РЖД» среди новых инвесторов и поддержание взаимоотношений с имеющимися
  6. Укрепление отношений с инвестиционным сообществом, поддержание постоянного диалога с профессиональными участниками российского и международного рынка
  7. Развитие внутреннего рынка долгосрочного рублевого финансирования за счет предложения новых долговых инструментов
  8. Разработка новых механизмов финансирования долгосрочных инфраструктурных проектов, являющихся стратегически важными не только для экономического роста компании, но и Российской Федерации в целом.

Большие активы
большой компании

Структурная реформа ОАО «РЖД» предусматривает переход от управления хозяйствующими объектами, организованными по территориальному признаку, к управлению бизнесами вертикально интегрированной Группы. Реформа создаст условия для радикального повышения эффективности производственной деятельности РЖД, повысит качество взаимодействия хозяйственных структур, его клиентоориентированность и конкурентоспособность. Перемены обусловлены как изменениями внешней среды, так и внутренней потребностью Группы к совершенствованию и росту эффективности.

Ключевые события 2010–2012 гг.

Созданы вертикали управления по ключевым видам деятельности: управлению сбытом, перевозками, эксплуатацией и ремонтом тягового подвижного состава, инфраструктуры и др. Их руководители наделены полномочиями и ответственностью за результаты текущей работы и реализацию проектов развития.

Железные дороги начали работать в новом качестве — как региональные центры корпоративного управления (РЦКУ). Железные дороги как хозяйствующие субъекты обеспечивают технологическую и корпоративную координацию работы региональных подразделений филиалов ОАО «РЖД», его дочерних и зависимых обществ.

Тактическая задача руководителей РКЦУ — выстроить и укрепить связи между этими подразделениями, стратегическая — повышение эффективности их взаимодействия и формирование сквозных технологических и управленческих процессов, содействие повышению качества управления и эффективности региональных подразделений филиалов ОАО «РЖД».

В 2011 году определены направления реорганизации деятельности пассажирского комплекса Группы.

ОАО «РЖД» приступило к созданию модели транспортно-логистического бизнеса в структуре Группы. Выход на рынок высокомаржинальных логистических услуг — стратегическая задача ОАО «РЖД».

Новые инструменты управления, внедряемые в практику Группы, позволят синхронизировать операционную деятельность, что важно для достижения общих долгосрочных бизнес-целей Компании. В частности, стали применяться новые подходы к организации взаимодействия между филиалами и дочерними и зависимыми обществами, такие как сбалансированная система показателей, сквозное планирование, внутренний обмен услугами.

Ключевые стратегические приоритеты

  • Приоритетность для высшего руководства вопросов обеспечения достижения долгосрочных целей и решения стратегических задач, исключение необходимости вмешательства в хозяйственную деятельность бизнес-единиц
  • Создание и результативное применение управленческих инструментов, обеспечивающих достижение единых стратегических целей Группы и согласованности деятельности всех элементов организационной структуры Группы
  • Скоординированность в рамках перевозочной деятельности управленческих и технологических процессов участников Группы на всех уровнях в целях гарантирования бесперебойности, эффективности и безопасности перевозок
  • Баланс ответственности и полномочий руководителей всех уровней ОАО «РЖД» и его ДЗО в пределах возложенных на них задач
  • Наличие в бизнес-единицах всех необходимых активов, персонала и системы управления, соответствующих их специализации и масштабам деятельности

Основные задачи на период 2013–2015 гг.

  1. Завершение реорганизации управления пассажирского и инфраструктурного блоков, реорганизация управления в сфере транспортно-логистической деятельности Группы
  2. Обеспечение необходимых условий для реализации улучшений, в части повышения производительности, энергоэффективности, снижения материало- и трудоемкости услуг Компании
  3. Организация регулярной работы по повышению эффективности, полноты и качества процессов управления и эксплуатационной работы, в том числе с применением средств информатизации и автоматизации
  4. Обеспечение функционирования в Компании системы непрерывных улучшений технологий и процессов управления

Большая ответственность
большой компании

Экономический масштаб, географический охват и, как следствие, неоспоримая важность деятельности ОАО «РЖД» на государственном уровне предполагают особый подход к вопросам корпоративной социальной ответственности. Мы были и остаемся одним из лидеров в области социального обеспечения работников Группы, мы создаем условия для улучшения качества жизни сотен тысяч людей в регионах тяготения железнодорожного транспорта. Ведь ответственность любого крупного бизнеса, а тем более естественного монополиста, каковым является ОАО «РЖД», заключается еще и в обязанности задавать темпы общего социально-экономического развития России.

Ключевые события 2010–2012 гг.

Политика ОАО «РЖД» в области охраны труда, защиты окружающей среды и промышленной безопасности направлена на сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды при реализации всех направлений деятельности Компании. Объем инвестиций в проекты социального развития в 2012 году составил 10,2 млрд руб.

В ОАО «РЖД» и его дочерних компаниях работают более миллиона человек. Их растущий потребительский спрос ежегодно прибавляет порядка 0,6 % к росту ВВП страны. Эффективное управление персоналом является ключевым условием решения стратегических и операционных задач, стоящих перед ОАО «РЖД». В компании внедрена система корпоративных компетенций, создан корпоративный университет ОАО «РЖД», постоянно совершенствуется система подготовки и развития персонала.

Системная работа с молодежью — один из ключевых инструментов развития кадрового потенциала Компании. Мы стимулируем молодых людей к деятельности, направленной на повышение эффективности Группы, поощряем авторов ценных предложений и проектов. Доля молодых сотрудников ОАО «РЖД» постоянно растет: в 2012 году 28,3 % сотрудников Группы были моложе 30 лет. В ОАО «РЖД» сформирован мощный молодежный актив, готовый и способный быть эффективным проводником преобразований.

ОАО «РЖД» сохранило статус стабильной социально ответственной компании, выполнив все обязательства, закрепленные в коллективном договоре. Это не просто расходы бюджета, это инвестиции в будущее развитие. В соответствии с коллективным договором заработная плата работников была проиндексирована, исходя из роста потребительских цен. В ОАО «РЖД» выдерживается экономически обоснованное соотношение между темпами роста производительности труда и реальной заработной платы.

В 75 регионах России действуют 234 негосударственных учреждения здравоохранения ОАО «РЖД». На 5 железных дорогах работают передвижные консультативно-диагностические центры, которые постепенно включаются в систему обязательного медицинского страхования.

Железнодорожный транспорт признан в мире наиболее экологичным видом транспорта. Тем не менее ОАО «РЖД» уделяет большое внимание природоохранной деятельности. Природопользователями являются свыше 2,5 тыс. линейных предприятий и филиалов ОАО «РЖД» — от Калининграда до Южно-Сахалинска. Ни одно из этих предприятий не оказывает значительного влияния на окружающую среду.

Ключевые стратегические приоритеты

  • Экологическая результативность
  • Сокращение более чем в 3 раза объемов вредных выбросов
  • Исключение сброса сточных вод без очистки
  • Сокращение энергоемкости перевозок (расход электроэнергии — на 14,4 %, топлива — на 9,1 %)
  • Социальная результативность
  • Обеспечение развития кадрового потенциала и системы мотивации персонала
  • Повышение производительности труда работников железнодорожного транспорта общего пользования
  • Безопасность
  • Обеспечение безопасности объектов железнодорожной инфраструктуры, снижение рисков незаконного противоправного вмешательства в функционирование этих объектов
  • Обеспечение безаварийного движения за счет применения современных технических средств, научно-технических разработок и инновационных решений

Основные задачи на период 2013–2015 гг.

  1. Совершенствование принципов корпоративной социальной ответственности и социального партнерства в Группе «РЖД»
  2. Реализация принципа адресной социальной поддержки на основе индивидуального социального пакета
  3. Реализация концепции жилищной политики
  4. Развитие корпоративной системы негосударственного пенсионного обеспечения и социальной поддержки ветеранов отрасли
  5. Оптимизация социальных активов
  6. Реализация социальной политики в области физической культуры и спорта, спортивно-массовой и культурно-просветительской работы
  7. Реализация социальной политики в области отдыха и оздоровления работников и членов их семей
  8. Развитие услуг социальной инфраструктуры
  9. Повышение эффективности расходов на реализацию социальной политики
  10. Внедрение компетентностного подхода в процессы управления персоналом
  11. Реализация корпоративной молодежной политики