Наверх

Сервисные функции

Компания в соц.сетях
Отправить страницу на e-mail
E-mail получателя * Ваш e-mail *
Комментарий :
CAPTCHA
Сменить картинку
Введите слово на картинке *
* обязательные для заполнения поля
Отправить отчёт на e-mail
Введите e-mail получателя * Ваш e-mail *
Комментарий :
* обязательные для заполнения поля
  /  Обзор Компании / 175 лет российским железным дорогам

175 лет российским железным дорогам

В прошедшем году российским железным дорогам исполнилось 175 лет.

В прошедшем году российским железным дорогам исполнилось 175 лет

Вглядываясь в длинный путь, проложенный нашими предшественниками, мы понимаем огромную ответственность за настоящее и будущее Компании. Эта ответственность никогда не ограничивалась только краткосрочными целями или узкими задачами развития отрасли. Железные дороги были и остаются крупнейшей составляющей транспортной системы России, одним из главных механизмов развития ее экономики и роста благосостояния ее граждан.

Наша страна меняется, и ОАО «РЖД» меняется вместе со страной. Инфраструктурный гигант, ориен­тированный на массовые перевозки грузов и обслуживание крупных потребителей, трансформируется в гибкого, эффективного транспортно-логистического оператора, предоставляющего множеству клиентов комплекс качественных современных услуг. Смена бизнес-модели предусмотрена новой долгосрочной стратегией развития «Российских железных дорог», принятой в 2012 году. Реализация этой стратегии позволит российским железным дорогам ответить на главные вызовы современности, сохранив при этом конкурентные преимущества, накопленные за всю историю существования отрасли в России.

В этом документе мы не только отчитываемся о деятельности Компании в 2012 году. Мы хотели бы показать, как Компания реализует долгосрочные задачи своего развития, а следовательно, и развития России.

Дороги, пространство, время

П. П. Мельников П. П. Мельников,  первый министр путей сообщения России,  выдающийся инженер, один из авторов проекта первой российской магистрали Петербург — Москва

Развитие транспорта и особенно, в случае России, железных дорог дает сильнейший импульс роста широкому кругу отраслей и субъектов экономики. Новая стратегия ОАО «РЖД» разрабатывалась с пониманием важности и этой, по сути, государственной важности задачи.

175 лет российским железным дорогам

Государственный подход всегда был отличительной чертой российских железных дорог. Свидетельство этому — 175 лет их истории, начиная с того дня, когда император Александр II подписал Высочайший указ о создании первой железнодорожной сети. В первые же пять лет после указа в России было построено почти три тысячи километров железных дорог.

Они соединили Санкт-Петербург с Москвой, с Киевом и черноморскими портами, с Брестом и через него — с европейскими столицами и Атлантикой. В 1880 году началось сложнейшее строительство Закаспийской железной дороги через песчаную пустыню. В 1891 году стартовал мегапроект по строительству Великого Сибирского пути. Пресса тех лет по значимости и последствиям сравнивала его с открытием Америки и сооружением Суэцкого канала.

Железные дороги, как сказали бы сегодня, были прорывной технологией того времени, поскольку быстро и радикальным образом трансформировали рынки, отрасли и территории и социум. Мощный старт железнодорожного строительства стимулировал сильнейший всплеск спроса на продукцию всех базовых отраслей экономики — металлургии, машиностроения, угледобычи — и привел к значительному росту объемов производства и ВВП России.

Строительство дорог подтолкнуло развитие естественных наук и технических дисциплин — от геологии до материаловедения. Дорожники вели и социально-экономические обследования, имевшие порой далеко идущие последствия. Пример такого решения — строительство в 1893 году Транссиба в обход вольнодумного Томска, приведшее в итоге к возникновению нового мощного регионального центра — нынешнего Новосибирска. Позже Транссиб связал Новосибирск — и всю Сибирь — с Казахстаном и Средней Азией.

Многие передовые управленческие решения тоже были связаны с железными дорогами. Строительство финансировали и государство, и концессионеры, как российские, так и зарубежные, и их интересы надо было согласовывать, просчитывая эффекты для развития Российского государства. Так что основные подходы к организации государственно-частных партнёрств отрабатывались впервые именно тогда. В частности, С. Ю. Витте, написавший первый единый устав российских железных дорог, указывал на необходимость «развивать хозяйственную деятельность на обширной площади, чтобы поднимать благосостояние населения».

Железные дороги связали и уплотнили огромные пространства России, сохраняя целостность страны, обеспечивая ее экономическую и политическую безопасность в мирное время, но особенно — в годы революций и войн. За четыре года Великой Отечественной войны по железной дороге было перевезено 20 миллионов вагонов с техникой, боеприпасами, оружием, оборудованием. Если соединить эти вагоны в один состав, он четыре раза обогнул бы экватор Земли. Победы в войнах ковались под стук колес. Не удивительно, что страна не прекращала развивать железные дороги даже в самые трудные годы. Так, Трансполярную магистраль заложили в 1947 году, когда страна еще не поборола послевоенный голод. Подвиг людей, построивших дорогу в зоне вечной мерзлоты, трудно переоценить, зная, что в 1966 году в районе магистрали было открыто Уренгойское газовое месторождение.

Сегодня, как и в исторической ретроспективе, ОАО «РЖД» — не просто одна из крупнейших компаний России. О роли железных дорог в современной экономике страны можно судить по показателю грузонапряженности, который характеризует интенсивность их использования: в России он в 17 раз выше, чем в Европейском союзе.

Почти миллион сотрудников ОАО «РЖД» сегодня управляет перевозками на третьей в мире сети железных дорог, обеспечивая безопасное и скоординированное перемещение грузов и пассажиров. И сегодня, и в будущем от успешной работы этого огромного транспортно-инфраструктурного комплекса зависит социально-экономическое развитие и конкурентоспособность всей страны.

Краткий обзор 175 лет российских железных дорог

  1. 1837
  2. 1862
  3. 1887
  4. 1912
  5. 1937
  6. 1962
  7. 1987
  8. 2012
30 октября 1837 г.
30 октября 1837 г.

В 12 часов 30 минут первый поезд отправился из Санкт-Петербурга в Царское Село, запущена первая в России дорога общего пользования (27 км)

11 августа 1845 г.

Начало промышленного паровозостроения на Александровском чугунолитейном заводе (первый российский паровоз построен раньше, в 1834 г.)

1 ноября 1851 г.

Началось регулярное движение на С.-Петербургско-Московской железной дороге (время в пути – 15 часов 45 минут)

21 июля 1857 г.

Открыта Петергофская железная дорога, первый участок пути от Санкт-Петербурга к балтийским портам

14 июня 1861 г.

Запущен первый участок государственной железной дороги Москва — Н. Новгород

16 июня 1865 г.

Создано Министерство путей сообщения России.

19 сентября 1870 г.
19 сентября 1870 г.

Московско-Смоленская железная дорога продлена до Бреста (1 100 км)

31 мая 1891 г.
31 мая 1891 г.

Будущий император Николай II заложил первый камень на строительстве Транссибирской магистрали во Владивостоке

28 марта 1899 г.

Железнодорожный мост через р. Енисей соединил участки Сибирской железной дороги. Как и Эйфелева башня, мост получил гран-при и золотую медаль на всемирной выставке в Париже в 1900 г.

1 сентября 1900 г.
1 сентября 1900 г.

Для обслуживания Рязано-Уральской железной дороги открыт Саратовский (Павелецкий) вокзал в Москве

11 сентября 1901 г.
11 сентября 1901 г.

Построен Виндавский (Рижский) вокзал крупнейшей частной Московско- Виндаво-Рыбинской железной дороги

10 марта 1902 г.
10 марта 1902 г.

В Москве открыт Бутырский вокзал на Савеловской линии, построенной по инициативе мецената С. И. Морозова

5 октября 1916 г.

Открыто постоянное железнодорожное сообщение между Москвой и Владивостоком по территории России

18 февраля 1918 г.
18 февраля 1918 г.

Началось движение поездов от Киевского вокзала в Москве

10 июня 1931 г.
10 июня 1931 г.

Запущен первый советский экспресс «Красная стрела» и первые в СССР вагоны СВ

2 мая 1937 г.

Начала работу Малая Московская железная дорога

7 февраля 1943 г.

В блокадный Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли

19 февраля 1955 г.

Запущено регулярное железнодорожное сообщение Москва — Берлин

30 сентября 1966 г.
30 сентября 1966 г.

Первый рейс фирменного поезда «Россия»: путь от Москвы до Владивостока занимает 143 часа 20 минут

27 октября 1984 г.
27 октября 1984 г.

Официально открыто сквозное движение по Байкало-Амурской магистрали

8 января 1998 г.

Принят Транспортный устав железных дорог Российской Федерации

25 декабря 2002 г.

Завершена электрификация Транссиба

10 января 2003 г.

Принят Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в РФ»

18 сентября 2003 г.

Образовано ОАО «РЖД»

2009 г.
17 декабря 2009 г.

Первый рейс высокоскоростного поезда «Сапсан» между Санкт-Петербургом и Москвой (время в пути –3 часа 45 минут)

7 декабря 2009 г.

Газотурбовоз ГТ1-001 впервые в мире провел грузовой состав весом 15 тыс. т

2010 г.
12 декабря 2010 г.

Первый рейс высокоскоростного поезда «Аллегро» по маршруту Санкт-Петербург — Хельсинки

175 лет РЖД